Данная инструкция по охране труда разработана для водителя автомобиля, направляемого в командировку и доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
Инструкция по охране труда для водителя автомобиля, направляемого в командировку необходима для обеспечения безопасности работника при выполнении его должностных обязанностей. Инструкция содержит информацию о правилах и требованиях охраны труда до начала, во время и по окончании выполнения трудовых функций водителя автомобиля, направляемого в командировку, которые необходимо соблюдать для предотвращения опасных ситуаций и травматизма на рабочем месте.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе водителем автомобиля, направляемым в командировку (далее — водителя автомобиля), допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие медосмотр, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.2. В процессе выполнения работ на водителя автомобиля могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся машины и механизмы, перемещаемый груз;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности инструмента, груза;
— падающие предметы (инструмент, груз);
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная влажность воздуха;
— повышенная подвижность воздуха;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— физические и нервно-психические перегрузки.
1.3. Водителю автомобиля необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
1.4. Водитель автомобиля должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.
Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под руководством опытного работника.
1.5. Водитель автомобиля обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
1.6. Водитель автомобиля должен:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
— соблюдать требования пожарной безопасности;
— выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— применять безопасные приемы выполнения работ;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
— знать нахождение первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
1.7. Водитель автомобиля извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья.
1.8. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».
1.9. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
1.10. Проходить на территорию организации в непосредственной близости от въездных ворот следует через проходную или калитку. Запрещается проходить на территорию организации через въездные ворота.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Проверить наличие водительского удостоверения, регистрационных документов на автомобиль, страхового полиса, путевого листа и иных документов. Пройти предрейсовый медосмотр.
2.2. Получить задание от руководителя на выполнение работ и инструктаж по охране труда перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.
2.3. Перед транспортированием любого груза необходимо выяснить его возможные специфические опасные свойства, как в нормальных условиях, так и при различных аварийных ситуациях.
2.4. Проверить наличие и исправность спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, привести их в порядок. При необходимости надеть их.
2.5. Проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля.
При осмотре особое внимание обратить на:
— отсутствие повреждений дверей, салона, кузова, сидений, ремней безопасности, зеркал, лобового стекла, глушителя (герметичности его соединений) и др.;
— исправность аккумуляторной батареи, стартера, элементов тормозной системы, рулевого управления, отопительного устройства и др.;
— отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
— давление воздуха в шинах и их исправность;
— чистоту и видимость номерных знаков;
— надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность;
— наличие сигнальных средств, противопожарных средств, аптечки (ее укомплектованность).
2.6. Перед выездом должно быть проверено и в пути обеспечено исправное техническое состояние автомобиля в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
2.7. Запрещается отправляться в рейс, если техническое состояние автомобиля и дополнительного оборудования не соответствуют требованиям Правил дорожного движения.
2.8. Обо всех обнаруженных неисправностях автомобиля, инструмента, инвентаря и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. При направлении в рейс водителей двух и более транспортных средств для совместной работы на срок более двух суток выполнять требования старшего группы, ответственного за обеспечение соблюдения требований охраны труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей группы транспортных средств.
3.3. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.4. Во время работы нужно вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.5. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
3.6. Лица, сопровождающие (получающие) грузы, должны размещаться в кабине грузового транспортного средства.
При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водитель и пассажиры должны быть пристегнутыми. Запрещается перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности.
3.7. Перед пуском двигателя автомобиля необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.
3.8. Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, необходимо предварительно отключить и отсоединить элементы подогрева.
3.9. Пуск двигателя автомобиля производить при помощи стартера. Запрещается запуск двигателя с помощью буксира.
3.10. Водитель обязан знать и соблюдать требования Правил дорожного движения, а также выполнять распоряжения регулировщиков дорожного движения.
3.11. Водитель должен действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
3.12. Скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях устанавливается работодателем в зависимости от конкретных условий с учетом интенсивности движения транспортных средств, состояния дорог, перевозимого груза и пассажиров.
3.13. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения.
3.14. При остановке автомобиля должна быть исключена возможность его самопроизвольного движения следующим образом:
— выключено зажигание или прекращена подача топлива;
— рычаг переключения передач (контроллера) установлен в нейтральное положение;
— транспортное средство заторможено стояночным тормозом;
— под колесо грузового транспортного средства установлены не менее двух специальных упоров (башмаков).
3.15. В случае вынужденной остановки автомобиля или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине водитель должен быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала.
3.16. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.
3.17. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить водитель, сцепщик и работник, координирующий их работу.
3.18. В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей) сцепку автомобиля и прицепа разрешается производить одному водителю. В этом случае необходимо:
— затормозить прицеп стояночным тормозом;
— проверить состояние буксирного устройства;
— положить под колеса прицепа специальные упоры (башмаки);
— произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа.
3.19. Перед началом движения автомобиля задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
3.20. В момент выполнения работы по сцепке автомобиля с прицепом рычаг переключения передач (контроллер) должен находиться в нейтральном положении.
Запрещается для отключения коробки передач использовать педаль сцепления.
3.21. Сцепка и расцепка транспортного средства должны производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться на одной прямой.
3.22. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что:
— седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны;
— полуприцеп заторможен стояночным тормозом;
— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло (при необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа).
3.23. Находясь в пути, следить за работой оборудования, агрегатов, показаниями приборов.
3.24. При обнаружении неисправностей оборудования, агрегатов, приборов, других нарушений требований охраны труда водителю следует остановить автомобиль и принять меры к их устранению собственными силами.
Во время работы на линии водителю разрешается устранять мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ автомобиль должен быть отбуксирован в ремонтно-механическую мастерскую.
3.25. При работе с инструментом и приспособлениями необходимо соблюдать требования «Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», утвержденных приказом Минтруда России.
3.26. При вывешивании транспортного средства на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат.
3.27. Перед подъемом части транспортного средства домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, удалить пассажиров из салона (кузова) и кабины, закрыть двери и установить под неподнимаемые колеса в распор не менее двух упоров (башмаков).
3.28. При вывешивании транспортного средства (автобуса) с помощью домкрата для снятия колеса необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него козелок (подставку) и опустить на него кузов. Только после этого можно установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
3.29. При накачивании или подкачивании в дорожных условиях снятого с автомобиля колеса необходимо в окно диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины или положить колесо замочным кольцом вниз.
3.30. Пробку радиатора на горячем двигателе автомобиля необходимо открывать с использованием средств индивидуальной защиты рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
3.31. Работодатель перед направлением транспортных средств в рейс по зимним автодорогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов ГИБДД, медицинских и дорожно-эксплуатационных организаций, а также помещений для отдыха водителей по всему пути следования.
3.32. Движение транспортных средств по трассе ледовой переправы должно быть организовано в один ряд. При этом дверцы транспортных средств должны быть открыты, а ремни безопасности — отстегнуты.
3.33. Запрещается проезд по ледовой переправе транспортных средств, перевозящих работников, и рейсовых автобусов с пассажирами. Работники и пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
3.34. Остановки транспортных средств на ледовой переправе не допускаются. Неисправные транспортные средства должны быть немедленно отбуксированы на берег тросом, длиной не менее 50 м.
3.35. На ледовой переправе запрещается:
— заправлять транспортные средства топливом и смазочными материалами;
— сливать горячую воду из системы охлаждения на лед (при необходимости горячую воду сливают в ведра, которые относят за пределы очищенной от снега полосы и выливают рассеивающей струей по снежному покрову);
— перемещение транспортных средств в туман или пургу и самовольные изменения маршрута движения;
— остановки, рывки, развороты и обгоны других транспортных средств.
3.36. Запрещается въезд транспортных средств на паром, нахождение на нем и выезд транспортных средств с людьми, кроме водителя, а также посадка людей на транспортное средство, находящееся на пароме.
После въезда на паром двигатели транспортных средств должны быть выключены. Включение двигателей разрешается только перед выездом транспортных средств с парома.
Транспортные средства на пароме должны быть заторможены стояночными тормозами. Под колеса транспортных средств, расположенных у въезда-выезда с парома, должны подкладываться деревянные или сварные металлические клинья либо должны быть предусмотрены конструкции подъемных ограждений, обеспечивающих удержание транспортных средств от падения в воду при их случайной подвижке.
Запрещается оставлять на пароме транспортные средства с дизельными двигателями с включенной передачей.
3.37. Переправа колонны транспортных средств вброд должна осуществляться после проведения подготовки, организуемой работником, назначенным работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.
Все участники переправы должны быть ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее осуществлении.
3.38. Запрещается:
— встречное движение при переправе вброд;
— переправа через водные преграды любой ширины:
— в паводки;
— во время ливневого дождя, снегопада, тумана, ледохода;
— при скорости ветра более 12 м/с.
3.39. Погрузка, разгрузка и перевозка грузов должны осуществляться с соблюдением требований «Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», утвержденных приказом Минтруда России.
3.40. Грузы на транспортных средствах устанавливаются (укладываются) и закрепляются так, чтобы во время транспортировки не происходило их смещение и падение.
3.41. При транспортировке груз размещается и закрепляется на транспортном средстве так, чтобы он не подвергал опасности водителя транспортного средства и окружающих, не ограничивал водителю обзор, не нарушал устойчивость транспортного средства, не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера транспортного средства, не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой.
3.42. При перемещении грузов вручную соблюдать нормы перемещения тяжестей вручную.
3.43. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников.
3.44. Заметив нарушение требований охраны труда другим работником, водителю следует предупредить его о необходимости их соблюдения.
3.45. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
3.46. Соблюдать установленные режимом рабочего времени, регламентированные перерывы в работе.
3.47. Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности, требования настоящей Инструкции, др. локальных нормативных актов, регламентирующих порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте.
3.48. При выполнении работ водителю автомобиля, направляемого в командировку, запрещается:
— управлять автомобилем в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
— пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
— нарушать Правила дорожного движения;
— разрешать пользоваться автомобилем посторонним лицам;
— привлекать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (сопровождающих, пассажиров, прохожих);
— прогревать двигатель в помещении;
— использовать автомобиль в личных целях;
— оставлять без присмотра автомобиль с работающим двигателем;
— производить работы в темное время суток без достаточного освещения;
— подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждений и колесоотбойного бруса;
— производить движение автомобиля с поднятым кузовом;
— устанавливать домкрат на случайные предметы: камни, кирпичи. Под домкрат необходимо подкладывать деревянную выкладку (шпалу, брусок, доску толщиной 40-50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;
— выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенном только на домкрате, без установки козелка (подставки);
— при подаче автомобиля к прицепу находиться между автомобилем и прицепом;
— пользоваться неисправным оборудованием, приспособлениями, инвентарем, а также оборудованием и инвентарем, обращению с которыми он не обучен;
— производить работы без применения необходимых СИЗ;
— производить какие-либо работы самовольно;
— заниматься посторонними разговорами;
— курить и пользоваться открытым огнем на рабочем месте;
— хранить и принимать пищу и напитки на рабочем месте;
— работать под воздействием алкоголя, наркотиков, лекарств.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При работе на автомобиле могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:
— столкновение с другим транспортным или техническим средством;
— наезд на людей;
— опрокидывание автомобиля;
— стихийные природные явления;
— загорание автомобиля или других технических средств и сооружений.
4.2. При возникновении аварийной ситуации водитель обязан прекратить работу, заглушить двигатель, включить тормоз и оказать помощь пострадавшим людям. Сообщить о случившемся своему непосредственному руководителю работ и принять меры по устранению возникшей аварийной ситуации.
4.3. При возникновении стихийных природных явлений (сильный ветер, гроза, наводнение, туман, ураган, землетрясение, лавинная опасность и т.п.) водитель должен прекратить работу и предупредить об опасности других работающих. При необходимости, водитель должен переехать в безопасное место, оставаться в кабине автомобиля или перейти в более надежное укрытие.
4.4. При возникновении загорания водитель должен:
— немедленно сообщить о происшествии в пожарную охрану лично или через находящихся рядом людей;
— удалить людей из опасной зоны;
— приступить к тушению пожара, используя первичные средства пожаротушения;
— немедленно покинуть опасную зону при возникновении непосредственной угрозы его жизни и здоровью вследствие воздействия открытого огня и искр, повышенной температуры, токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрации кислорода или угрозы взрыва;
— о происшествии сообщить руководителю работ.
4.5. Обо всех происшествиях, повлекших за собой причинение вреда здоровью работающих, необходимо сообщить руководителю работ и руководству структурного подразделения, вызвать (при необходимости) скорую помощь и принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы водитель должен привести в порядок автомобиль, поставить его в установленное место, выключить зажигание, затормозить его стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери на ключ.
5.2. Инструмент, приспособления, инвентарь, отходы, документацию и др. убрать в предназначенные для их хранения места.
5.3. Снять спецодежду и СИЗ, убрать в шкаф. Загрязненную спецодежду необходимо сдать в стирку.
5.4. Вымыть лицо и руки с мылом, по возможности принять душ.
5.5. Сообщить руководителю работ обо всех неисправностях, замеченных во время работы, и мерах, принятых к их устранению.