Данная инструкция по охране труда разработана для звукорежиссера и доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
Инструкция по охране труда для звукорежиссера необходима для обеспечения безопасности работника при выполнении его должностных обязанностей. Инструкция содержит информацию о правилах и требованиях охраны труда до начала, во время и по окончании выполнения трудовых функций звукорежиссера, которые необходимо соблюдать для предотвращения опасных ситуаций и травматизма на рабочем месте.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе звукорежиссером допускается специалист соответствующей квалификации, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.
1.2. Звукорежиссер, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в шесть месяцев должен проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.3. В случае нарушения звукорежиссером требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 60 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Для выполнения работ с электрическим оборудованием следует изучить инструкции по его эксплуатации, пройти специальный инструктаж и получить группу I по электробезопасности.
1.5. Звукорежиссер, не прошедший своевременно инструктажи, обучение и проверку знаний по охране труда, к работе не допускается.
1.6. Звукорежиссер, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: теорию и практику звукооператорского мастерства. Принципы взаимной художественной связи изображения, звука, монтажа. Методы трюковых и специальных видов звукозаписи. Звуковые свойства музыкальных инструментов, речи и вокала. Основы музыкальной культуры. Новейшие достижения отечественного и зарубежного киноискусства и кинотехники. Достижения в музыкальном искусстве в области акустики и звуковой техники. Звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, применяемую в работе. Акустические особенности сценических площадок. Разработки звукового фирменного стиля и создание звукового оформления. Назначение и режимы работы применяемых технических средств. Способы измерения параметров, виды брака и способы его устранения. Основы монтажа и типы монтажного оборудования. Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на него во время работы. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.7. Звукорежиссер, направленный для участия в несвойственных его должности работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Звукорежиссеру запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. Во время работы на звукорежиссера могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— повышенный уровень шума и вибрации;
— электрический ток, путь которого в случае замыкания, может пройти через тело человека (например, при случайном контакте с оголенными, неизолированными проводами);
— незащищенные токоведущие части оборудования;
— перенапряжение зрительного анализатора при длительной работе за экраном монитора;
— длительное статическое напряжение мышц спины, шеи, рук и ног, что может привести к статическим перегрузкам;
— ионизирующие и неионизирующие излучения, источниками которых являются мониторы персональных компьютеров;
— статическое электричество;
— недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.10. Для предупреждения возможности заболеваний звукорежиссеру следует соблюдать правила личной гигиены.
1.11. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.12. Звукорежиссер, при необходимости должен уметь оказать первую помощь пострадавшему, пользоваться медицинской аптечкой.
1.13. Звукорежиссер обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.
1.14. Для предупреждения возможности возникновения пожара звукорежиссер должен соблюдать требования пожарной безопасности; курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.15. Звукорежиссер должен уметь пользоваться в случае возникновения пожара первичными средствами пожаротушения.
1.16. Звукорежиссер, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Звукорежиссер, находящийся в болезненном или переутомленном состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
2.2. При необходимости, перед началом работы звукорежиссер должен подготовить средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.
2.3. Прежде чем приступать к работе следует проверить состояние рабочего места; если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок; кроме того, нужно убедиться в наличии свободного подхода к рабочему месту, а также исправности пола в рабочей зоне.
2.4. Перед включением звукотехнического оборудования в электрическую сеть звукооператору следует визуально проверить исправность розетки, вилки, а также электрических шнуров и кабелей, используемых для питания оборудования и подсоединений между собой всех устройств.
2.5. Перед началом работы звукорежиссер должен осмотреть звукотехнические средства, используемые для проведения записей и проверить обеспечение параметров безопасности.
2.6. Перед началом работы звукорежиссеру нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочей зоны.
2.7. Звукорежиссер должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены.
2.8. Звукорежиссер не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Следует помнить, что специфика работы с «живым» звуком подразумевает повышенное нервное возбуждение. Во время работы звукорежиссер должен вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.2. Во время работы звукорежиссеру следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.3. Звукорежиссеру не разрешается оставлять свое рабочее место во время выполнения работ со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой; это допускается только с разрешения непосредственного руководителя.
3.4. Звукорежиссер не должен оставлять работающее звукотехническое оборудование без присмотра.
3.5. Звукорежиссер должен выполнять только ту работу, которая ему поручена; если звукооператору недостаточно хорошо известен безопасный способ выполнения работы, он должен обратиться за разъяснением к непосредственному руководителю.
3.6. Во время работы звукорежиссеру необходимо быть внимательным и соблюдать аккуратность для обеспечения своей безопасности.
3.7. Звукорежиссер должен соблюдать осторожность при передвижении, чтобы не споткнуться и не удариться о возможные препятствия (например, кабельные коммуникации, осветительное оборудование и другие предметы).
3.8. Особую осторожность звукорежиссеру необходимо соблюдать при нахождении в местах, где имеются токоведущие части электрооборудования или любые другие потребители электрической энергии.
3.9. Во время ходьбы нельзя наступать на электрические кабели, провода.
3.10. Следует помнить о том, что во время работы звукорежиссеру нельзя прикасаться к оголенным и плохо изолированным проводам потребителей электрической энергии.
3.11. Для предупреждения случаев травматизма не следует выполнять работу при недостаточной освещенности рабочей зоны.
3.12. Звукорежиссер должен знать, что рациональная рабочая поза способствует уменьшению утомляемости в процессе работы.
3.13. При использовании в работе персонального компьютера необходимо отрегулировать при помощи поворотной площадки монитор в соответствии с рабочей позой звукооператора.
3.14. Конструкция рабочего кресла должна обеспечивать поддержание рабочей позы звукорежиссера при работе с персональным компьютером, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
3.15. Тип рабочего кресла должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с персональным компьютером, звукотехническим оборудованием, с учетом роста звукооператора.
3.16. Рабочее кресло должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья; при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
3.17. Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризуемым и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
3.18. Плоскость рабочего стола по высоте должна быть в пределах 680-800 мм с учетом индивидуальных особенностей звукооператора; при отсутствии такой возможности, высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
3.19. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм.
3.20. Конструкция рабочего кресла должна обеспечивать:
— ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
— поверхность сиденья с закругленным передним краем;
— регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углам наклона вперед до 15° и назад до 5°;
— высоту опорной поверхности спинки 30020 мм, ширину — не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости — 400 мм;
— угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 030°;
— регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400 мм;
— стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной — 50-70 мм;
— регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 23030 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.
3.21. Экран видеомонитора должен находиться от глаз на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
3.22. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
3.23. Для уменьшения напряжения зрения следует установить на экране монитора оптимальный цветовой режим (если такая возможность имеется); при этом рекомендуются ненасыщенные цвета: светло-зеленый, желто-зеленый, желто-оранжевый, желто-коричневый; по возможности следует избегать насыщенных цветов, особенно красного, синего, ярко-зеленого.
3.24. С целью снижения зрительного и костно-мышечного утомления следует соблюдать установленный режим труда и отдыха.
3.25. Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья сотрудника, на протяжении рабочего дня должны быть установлены регламентированные перерывы.
3.26. Для снятия зрительного и позотонического напряжения в процессе работы следует устраивать микропаузы продолжительностью 1-3 мин.
3.27. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, предотвращения развития позотонического утомления рекомендуется выполнять специальные комплексы физических упражнений.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении каких-либо неполадок в работе звукотехнического оборудования необходимо прекратить работу, обесточить оборудование и сообщить об этом непосредственному руководителю для организации ремонта.
4.2. Звукооператору не следует самому устранять технические неполадки оборудования.
4.3. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.4. Звукооператор должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале.
4.5. Если произошла травма вследствие воздействия электрического тока, то меры оказания первой помощи зависят от состояния, в котором находится пострадавший после освобождения его от действия электрического тока:
4.5.1. Если пострадавший находится в сознании, но до этого был в состоянии обморока, его следует уложить в удобное положение и до прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно наблюдая за дыханием и пульсом; ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться.
4.5.2. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, его следует удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и обеспечить полный покой.
4.5.3. Если пострадавший плохо дышит (очень редко и судорожно), ему следует делать искусственное дыхание и массаж сердца; при отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхания и пульса) нельзя считать его мертвым, искусственное дыхание следует производить непрерывно как до, так и после прибытия врача; вопрос о бесцельности дальнейшего проведения искусственного дыхания решает врач.
4.6. Звукооператор при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) обязан немедленно уведомить об этом пожарную охрану, руководителя работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя, внутреннего пожарного водопровода, установки пожаротушения и т. п.).
4.7. До прибытия пожарной охраны звукооператор обязан принимать меры по эвакуации людей.
4.8. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы звукооператору следует выключить используемое оборудование, отключив его от электрической сети.
5.2. По окончании работы звукотехнические средства следует сложить в специально отведенное для них место.
5.3. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях используемого оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.
5.4. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.
Каким образом грузчикам разрешается переносить бутыли с кислотой и другими едкими веществами?
После оформления какого документа разрешается приступать к проведению ремонтных работ аппаратов, резервуаров и оборудования, где имеется или может возникнуть повышенная производственная опасность?
++