О проекте
Работаем по все России

8 495 001-46-50

Главная / Инструкции по охране труда в отрасли логистики / Инструкция по охране труда для носильщика железнодорожного вокзала

Данная инструкция по охране труда разработана для носильщика железнодорожного вокзала и доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

Инструкция по охране труда для носильщика железнодорожного вокзала необходима для обеспечения безопасности работника при выполнении его должностных обязанностей. Инструкция содержит информацию о правилах и требованиях охраны труда до начала, во время и по окончании выполнения трудовых функций носильщика железнодорожного вокзала, которые необходимо соблюдать для предотвращения опасных ситуаций и травматизма на рабочем месте.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда и устанавливает основные требования охраны труда для носильщика железнодорожного вокзала (далее — носильщик).

На основе настоящей Инструкции на вокзалах разрабатывается Инструкция по охране труда для носильщика с учетом местных условий.

1.2. К работе носильщика допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу обязательный предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, стажировку, не менее 2-х смен, первичную проверку знаний по охране труда, противопожарный инструктаж.

В процессе работы носильщик должен проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры (обследования), повторные инструктажи не реже 1 раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые инструктажи.

1.3. Вновь принимаемый на работу носильщик должен быть ознакомлен с действиями по оказанию первой помощи пострадавшим (при прохождении вводного инструктажа), а также проходить периодическое обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год и проверку знаний по охране труда не реже 1 раза в три года.

1.4. Носильщик должен знать:

— правила организации работ по оказанию услуг перемещения ручной клади пассажиров;

— действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

— требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;

— требования безопасности при выполнении работ по переноске ручной клади, перевозке багажа пассажиров на ручных тележках (далее — тележках);

— требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также сигналы, подаваемые машинистами, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта;

— общие требования безопасного нахождения на железнодорожных путях;

— знаки безопасности, расположенные на территории и в помещениях вокзала;

— места расположения первичных средств пожаротушения, сигналы оповещения о пожаре, план эвакуации при пожаре, места расположения средств связи и номера телефонов для вызова пожарных подразделений в случае возгорания;

— места хранения аптечки или сумки первой помощи, а также инструкции по оказанию первой помощи;

— места остановок городского транспорта в пределах привокзальной площади и маршруты передвижения по территории вокзала;

— расписание прибытия и отправления поездов и время их стоянки;

— порядок нумерации вагонов в поезде и места их остановки у платформы.

1.5. Носильщик должен:

— выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником смены работу;

— применять безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной защиты;

— содержать в исправном состоянии и чистоте тележку, инвентарь, а также специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты;

— в случаях обнаружения посторонних (бесхозных) предметов в помещениях вокзала и прилегающей к нему территории незамедлительно сообщить начальнику смены (бригадиру) или дежурному помощнику начальника вокзала;

— выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта;

— проходить к месту работы и обратно по территории вокзала, в служебные помещения в соответствии с установленными маршрутами служебного прохода, обозначенными указательными знаками «Служебный проход» или предписывающими знаками «Проход здесь», а также по пешеходным переходам, дорожкам, проходам, настилам, мостам, железнодорожным переездам, при этом внимательно следить за информацией о передвижении поездов и маневровых составов;

— быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

— уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

— уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

— знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.6. Во время работы на носильщика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

— движущийся железнодорожный подвижной состав (далее — подвижной состав), транспортные средства, транспортно-уборочные машины;

— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— падающие предметы ручной клади и багажа при неправильной их укладке;

— недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

— физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;

— повышенный уровень шума на рабочем месте;

— химические опасные и вредные производственные факторы, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

1.7. Согласно Типовым нормам бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, носильщик должен обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью с нормой выдачи на 1 год:

— комплект «Движенец-Л»;

— ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

— плащ для защиты от воды (1 на 3 года);

— сапоги резиновые (1 пара);

— перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием (по 12 пар);

— жилет сигнальный 2 класса защиты (2 шт.).

При работе в не отапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно должны выдаваться:

— комплект для защиты от пониженных температур «Движенец»;

— шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

— рукавицы утепленные или перчатки утепленные или перчатки, утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

— сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

— сапоги кожаные, утепленные «СЕВЕР ЖД» в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

— галоши на валенки (сапоги валяные) (1 пара на 2 года);

— набор смывающих и обезвреживающих средств;

1.8. Носильщик должен следить за удовлетворительным состоянием специальной одежды, соблюдением сроков ее носки, своевременной сдачей ее в стирку и ремонт. Администрация обязана обеспечить стирку спецодежды по мере загрязнения, а также ремонт спецодежды и спецобуви. Перед сдачей в ремонт спецодежда и спецобувь должны подвергаться чистке и стирке.

1.9. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга в шкафчиках в гардеробной, которые необходимо содержать в чистоте и порядке.

1.10. Во время работы носильщик должен быть опрятно одетым, носить чистую специальную одежду.

1.11. Необходимо соблюдать следующие санитарные требования к условиям хранения и приема пищи:

— перед едой необходимо тщательно мыть руки теплой водой с мылом. Администрация должна обеспечивать постоянное наличие в умывальных комнатах холодной и горячей воды, мыла для мытья рук;

— принимать пищу следует в столовых и буфетах или в помещении для приема пищи, которое должно быть оборудовано бытовой техникой и мебелью. Бытовую технику необходимо использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации. В холодильнике следует хранить только пищевые продукты.

Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.

Воду пить следует только кипяченую или бутилированную. Допускается употребление некипяченой водопроводной воды с разрешения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.

1.12. Носильщик должен соблюдать следующие меры пожарной безопасности:

— выполнять правила противопожарного режима, не допускать действий, которые могут привести к пожару;

— выполнять требования инструкций по обеспечению пожарной безопасности;

— убирать рабочее место и отключать электроприборы после окончания работы;

— курить только в специально отведенных для этой цели местах, имеющих знак «Курить здесь» или «Место курения», обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами;

— пользоваться электронагревательными приборами (электрочайниками, электроплитами и т.п.) только в специально оборудованных для этих целей местах;

— при обнаружении неисправностей электроприборов, электрооборудования и освещения помещений вокзала сообщать дежурному помощнику начальника вокзала или старшему смены;

— не допускать загромождения путей эвакуации людей, противопожарных проходов, проездов, подъездов к противопожарному оборудованию.

— на допускать перевозку и хранение взрывоопасных веществ, легковоспламеняющиеся и горючих жидкостей;

— перед закрытием кладовых и других помещений убедиться, что условия к возгоранию в них исключены (закрыты двери, выключены электроприборы, выключено внутреннее освещение, включена в рабочее состояние пожарно-охранная сигнализация).

Запрещается:

— применять для приготовления пищи и освещения открытый огонь,

— сжигать тару и разводить костры.

1.13. Выходя из помещений вокзала, из других помещений и зданий необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущихся транспортно-уборочных машин и другого подвижного состава, быть внимательным при гололеде, снегопаде и при плохой видимости, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

Нахождение носильщика на железнодорожных и подъездных путях вокзала во время исполнения должностных обязанностей запрещается (общие требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях приведены в приложении N 2.)

1.14. В случае получения травмы или заболевания носильщик должен прекратить работу, самому или через другого члена бригады поставить в известность бригадира носильщиков или дежурного помощника начальника вокзала и обратиться за помощью в медпункт вокзала.

При получении травмы другим работником носильщик должен оказать при необходимости первую помощь пострадавшему и сообщить об этом или о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, начальнику смены или дежурному помощнику начальника вокзала.

1.15. При обнаружении нарушений настоящей инструкции или неисправностей тележки, средств индивидуальной защиты и пожаротушения носильщик обязан сообщить об этом бригадиру носильщиков или дежурному помощнику начальника вокзала.

При обнаружении бесхозной сумки, портфеля, свертка и других подозрительных предметов немедленно сообщить об их обнаружении начальнику смены (бригадиру), дежурному помощнику начальника вокзала, сотрудникам охранного предприятия или работникам транспортной полиции.

1.16. Носильщику запрещается находиться на территории предприятия в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения или его остаточными явлениями.

1.17. Носильщик, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы носильщик должен надеть полагающуюся ему специальную одежду, сигнальный жилет со светоотражающими полосами и нанесенным трафаретом о принадлежности к структурному подразделению организации и специальную обувь, застегнуть специальную одежду и жилет на все пуговицы.

Носить специальную одежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами не допускается. Специальная одежда должна быть подобрана по размеру и росту, исправна, не сковывать движения. Головной убор не должен препятствовать восприятию звуковых сигналов.

2.2. Перед началом работы носильщик должен:

— принять установленным порядком смену;

— получить нагрудный номерной знак;

— проверить наличие тележки и ее исправность путем внешнего осмотра;

— проверить наличие противопожарных средств.

2.3. Осмотреть свое рабочее место, места прохода и передвижения с тележкой и при необходимости привести его в порядок:

— убрать посторонние предметы.

2.4. При обнаружении неисправностей тележки и других недостатках носильщик должен устранить их собственными силами, а при невозможности сделать это сообщить бригадиру носильщиков или дежурному помощнику начальника вокзала для принятия соответствующих мер по их устранению, к работе приступать только после их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Носильщик должен соблюдать режим работы, утвержденный начальником вокзала, который должен быть увязан с расписанием движения поездов.

3.2. Носильщик должен выполнять работу только на закрепленной за ним зоной обслуживания (на привокзальной площади, платформах прибытия поездов, у камер хранения ручной клади и багажа, в залах ожидания).

3.3. Носильщик должен соблюдать технологию обслуживания пассажирских вагонов различной категории;

3.4. Перемещение ручной клади и багажа пассажиров в пределах территории вокзала и привокзальной площади от стоянок городского транспорта на привокзальной площади до камеры хранения, зала ожидания, на пассажирские платформы, в вагоны отправляющихся поездов, а также от вагонов прибывающих поездов в помещения вокзала, на стоянки городского транспорта носильщики должны осуществлять по установленным маршрутам прохода и проезда.

3.5. При переноске ручной клади и багажа пассажиров носильщик должен соблюдать следующие требования:

— масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) не должна превышать 30 кг;

— при переноске тяжестей на расстояние до 25 м допускается максимальная нагрузка 50 кг;

— допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше (в остальных случаях необходимо применение тележек);

— поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг, но не более 80 кг необходимо вдвоем.

3.6. Для перемещения ручной клади и багажа пассажиров носильщик должен использовать специальную трехколесную тележку с обрезиненными колесами.

3.7. При перевозке ручной клади и багажа на тележке носильщик должен соблюдать следующие требования:

— тележку нагружать не более ее грузоподъемности;

— перевозимый груз размещать равномерно по всей площади платформы тележки, не допуская выхода груза за ее пределы;

— более тяжелый груз размещать внизу, а легкий сверху;

— ручная кладь и багаж должны занимать устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;

— при размещении груза на тележке, уложенного в высокий штабель, во избежание падения груз необходимо закреплять и при необходимости привлекать второго носильщика;

— скорость движения как груженой, так и порожней тележки не должна превышать 5 км/ч;

— передвигать тележку по ровной или наклонной поверхности только в направлении от себя, находясь всегда сзади передвигаемой тележки, и голосом предупреждать пассажиров о ее движении.

Запрещается находиться впереди и сбоку от тележки, чтобы не оказаться придавленным или зажатым в узких местах и дверных проемах.

При оказании услуги по доставке ручной клади или багажа пассажирам высокоскоростных поездов носильщик в сопровождении пассажира, проходит к посту досмотра, выставляет ручную кладь (багаж) на ленту интроскопа, для проведения досмотра. После проведения досмотра багажа, носильщик переносит ручную кладь пассажира на тележку и в сопровождении пассажира следует к поезду.

3.8. При следовании по пассажирским платформам не заходить за ограничительную полосу белого либо желтого цвета, нанесенную на расстоянии 0,75 м от края платформы, а при наличии высокоскоростного движения — 2 м.

3.9. При погрузке и выгрузке из вагона ручной клади и багажа тележку следует устанавливать параллельно вагону на расстоянии не ближе 0,5 м от края платформы, а при наличии высокоскоростного движения — 0,75 м, на ровной поверхности и принять меры от самопроизвольного ее движения.

3.10. Носильщику запрещается:

— доставка ручной клади и багажа пассажиров менее чем за 5 минут до отправления поезда;

— пользоваться неисправной тележкой;

— оставлять тележку без присмотра;

— перевозить на тележке людей и ездить на ней самому;

— входить в вагон, выходить из вагона или находиться на подножках вагона, выполнять операции по погрузке и выгрузке ручной клади и багажа при движении поезда.

3.11. Входить в вагон следует только после полной остановки поезда. При входе и выходе из вагона необходимо убедиться в надежном креплении поручней входных дверей и откидных площадок, подножек и ступенек вагона, открытая дверь должна быть закреплена на фиксатор.

3.12. Спускаться вниз по подножкам вагона из тамбура на низкую платформу следует осторожно, располагаясь лицом к вагону, держась обеими руками за поручни, и не отрывать рук до тех пор, пока ноги не коснутся земли. Прыгать с тамбурной площадки или подножки вагона не допускается.

3.13. Двери закрывать и открывать следует плавно, без стука, держась за ручки дверей.

3.14. При переходе из вагона в вагон необходимо убедиться в том, что фартуки переходных площадок находятся в опущенном положении и не имеют повреждений, угрожающих безопасному проходу.

3.15. При укладке ручной клади и багажа на верхние полки вагона следить за их устойчивым положением, исключающим падение, а при укладке их в нижний рундук — закреплять поднимаемую нижнюю полку на фиксатор.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Действия носильщика при возникновении аварийных ситуаций.

4.1.1. Во время нахождения носильщика на территории и в помещениях вокзала, в вагоне пассажирского поезда могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

возгорание помещений вокзала, пассажирского вагона во время посадки пассажиров, вследствие которого может возникнуть пожар;

обнаружение взрывных устройств, других подозрительных предметов.

4.1.2. При возникновении пожара носильщик должен действовать в соответствии с требованиями инструкции о мерах пожарной безопасности и обязан немедленно сообщить о случившемся по телефону 112, представившись, доложить о месте пожара и источнике огня. Затем сообщить бригадиру носильщиков или дежурному помощнику начальника вокзала, проводнику вагона.

4.1.3. Носильщики, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги должны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в эвакуации людей в соответствии с планом, оказании пострадавшим первой помощи, предупреждении несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.

4.1.4. При ликвидации пожара необходимо использовать первичные средства пожаротушения.

При пользовании порошковыми, углекислотными огнетушителями струю огнетушащего вещества направлять в сторону от людей. При попадании огнетушащего вещества на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или какой-либо тканью и тщательно смыть чистой водой.

При тушении электроустановок до 1000, находящихся под напряжением, следует применять только углекислотные, порошковые огнетушители, при этом соблюдая указания по мерам безопасности, изложенные в руководстве по их эксплуатации. Подносить огнетушитель ближе 1 м к электроустановке и пламени запрещается.

Запрещается браться незащищенными руками за раструб углекислотного огнетушителя.

При использовании порошкового огнетушителя необходимо защитить органы дыхания от попадания огнетушащего порошка в дыхательные пути организма.

Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от проводов и конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями.

Тушить горящие предметы водой, воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети и воздушных линий электропередачи, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

При тушении пламени песком совок или лопату не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

При возгорании на человеке одежды необходимо как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду необходимо быстро сбросить, сорвать. На человека в горящей одежде можно накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо снять.

4.1.5. В ситуациях, связанных с возникновением угрозы террористического акта или нарушением общественного порядка, носильщик должен действовать в соответствии с требованиями нормативных документов организации. При обнаружении бесхозной сумки, портфеля, свертка и других подозрительных предметов немедленно сообщить об их обнаружении руководителю участка (смены) или подразделения или работникам транспортной полиции.

4.1.6. Действия работника по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, или резком ухудшении здоровья.

При возникновении несчастного случая необходимо известить об этом руководителя, вызвать медицинского работника из медпункта вокзала и/или вызвать скорую помощь.

При необходимости приступить к оказанию первой помощи пострадавшему в соответствии с Рекомендациями по оказанию первой помощи пострадавшим при травмах и резком ухудшении состояния здоровья, приведенными в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы носильщик должен:

— привести в порядок свое рабочее место;

— установить тележку для перевозки ручной клади багажа в установленном месте на ровной площадке и принять меры по исключению самопроизвольного ее движения;

— снять спецодежду и убрать ее в шкаф гардеробной;

— сдать установленным порядком смену.

5.2. Обо всех нарушениях производственного процесса, трудового распорядка и требований безопасности, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению, носильщик должен сообщить бригадиру носильщиков или дежурному помощнику начальника вокзала.

5.3. Загрязненную и неисправную спецодежду носильщик должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.

5.4. После работы необходимо вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

5.5. Выходя из бытовых помещений, убедиться, что выключены все электроприборы и внутреннее освещение.

5.6. После сдачи смены носильщик должен следовать по территории вокзала по установленному маршруту служебного прохода.

После окончания смены нахождение в производственных помещениях вокзала запрещается.

366
комментариев 0
guest
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Комплект документов по охране труда “Стандарт”

В каждой организации должны производиться мероприятия по охране труда, которые фиксируются в специальных документах. Этот комплект включает в себя необходимые документы (СУОТ, приказы, инструкции, программы, графики т.д.), которые удовлетворят
требования проверяющих организаций, будь то арендодатель или сотрудник ГИТ.

Подробнее
7 900 ₽

Комплект документов по пожарной безопасности “Стандарт”

В каждой организации должны производиться мероприятия по пожарной безопасности, которые фиксируются в специальных документах. Этот комплект включает в себя необходимые документы (приказы, инструкции, программы, графики т.д.), которые удовлетворят требования проверяющих организаций, будь то арендодатель или сотрудник МЧС.

Подробнее
6 500 ₽