Данная инструкция по охране труда разработана для режиссера-постановщика и доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
Инструкция по охране труда для режиссера-постановщика необходима для обеспечения безопасности работника при выполнении его должностных обязанностей. Инструкция содержит информацию о правилах и требованиях охраны труда до начала, во время и по окончании выполнения трудовых функций режиссера-постановщика, которые необходимо соблюдать для предотвращения опасных ситуаций и травматизма на рабочем месте.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда для режиссеров-постановщиков.
1.2. Режиссеру-постановщику необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
1.3. В процессе выполнения работ на режиссера-постановщика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
– острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструмента, приспособления, реквизита, мебели и др.;
– повышенная (пониженная) температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочей зоне;
– повышенный уровень шума на рабочем месте;
– нерациональная организация рабочего места;
– недостаточная освещенность рабочей зоны;
– опасность падения предметов с высоты (декораций и др.);
– опасность падения с высоты (со сцены, в оркестровую яму и др.);
– повышенные нервные нагрузки;
– психоэмоциональное напряжение, переутомление;
– опасность поражения электрическим током при использовании неисправного электрического оборудования, ПЭВМ;
– повышенный уровень электромагнитных излучений (при работе с ПЭВМ).
1.4. Режиссер-постановщик извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья.
1.5. К работе режиссером-постановщиком допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие высшее профессиональное образование (культуры и искусства), а также не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие:
– предварительный и периодические медицинские осмотры;
– вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;
– обучение по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
– обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей;
– обучение правилам пожарной безопасности, проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей;
– обучение методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве;
– обучение безопасным приемам и методам выполнения работ.
Режиссер-постановщик, своевременно не прошедший соответствующий инструктаж по охране труда, ежегодную проверку знаний по охране труда, периодический медицинский осмотр, к работе не допускается.
1.6. Режиссер-постановщик обеспечивается при необходимости средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
Выдаваемые СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
1.7. Режиссер-постановщик должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;
– теорию и практику режиссуры и актерского мастерства;
– основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;
– историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы;
– состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;
– современную и классическую драматургию;
– основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;
– авторское право;
– Правила трудового распорядка;
– требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности, руководствоваться ими в своей деятельности;
– уметь оказывать первую помощь пострадавшим, пользоваться средствами пожаротушения при возникновении пожара, вызвать пожарную охрану.
1.8. Во время нахождения на территории организации, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах режиссер-постановщик обязан:
– своевременно и точно выполнять Правила трудового распорядка, распоряжения руководства при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
– соблюдать требования локальных нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, регламентирующие порядок организации работ на объекте;
– соблюдать дисциплину труда, режим труда и отдыха;
– бережно относиться к имуществу работодателя;
– выполнять только входящую в его служебные обязанности работу, работать по заданию непосредственного руководителя.
1.9. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.10. За невыполнение требований, изложенных в настоящей инструкции, режиссер-постановщик несет ответственность согласно действующему законодательству.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и случаев травматизма, при этом:
– не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам;
– не садиться и не облокачиваться на ограждения и случайные предметы;
– обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования.
2.2. При необходимости проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, надеть их.
2.3. Не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.4. Проверить исправность оборудования, инструмента, приспособлений, реквизита, мебели и т. д., подготовить их к выступлению (репетиции). При обнаружении неисправностей вызвать технический персонал для проведения ремонта (замены) или изъять из эксплуатации.
2.5. Подготовить рабочее место (сцену, репетиционный класс и др.) для безопасной работы:
– произвести его осмотр, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;
– проверить подходы к рабочему месту, пути эвакуации на соответствие требованиям охраны труда;
– проверить наличие реквизита, декораций, мебели, а также их устойчивость, надежность крепления;
– установить место нахождения противопожарных средств, аптечки;
– установить последовательность выполнения операций;
– перед началом репетиций, выступлений напомнить работникам творческого состава о необходимости быть внимательными, осторожными, соблюдать меры безопасности.
2.6. Проверить внешним осмотром:
– достаточность освещения рабочего места (рабочей зоны);
– состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, надежность крепления ковровых покрытий и др.).
2.7. При использовании электрического оборудования, звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов, инструментов, ПЭВМ, источников освещения и т. д.:
– проверить наличие источника электроэнергии, соответствие его напряжения напряжению, применяемому для используемого оборудования (инструмента);
– проверить отсутствие трещин и сколов на корпусах розеток и выключателей, а также отсутствие оголенных контактов, свисающих проводов;
– оценить наличие и надежность заземляющих соединений;
– оценить целостность изоляции электропровода, штепсельной вилки;
– очистить экран дисплея персонального компьютера (ПЭВМ) от пыли, отрегулировать высоту и угол наклона экрана (при работе с ПЭВМ);
– подключить оборудование к сети;
– проверить его работу.
2.8. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инструмента, а также реквизита, электропроводки, других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
2.9. Режиссеру-постановщику не следует приступать к работе при наличии следующих нарушений требований охраны труда:
– при наличии неисправности, указанной в инструкции по эксплуатации оборудования, инструмента, приспособлений и т. д., при которой не допускается его применение;
– при отсутствии или неисправности реквизита, мебели, декораций и т. д.;
– при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты;
– при отсутствии противопожарных средств, аптечки;
– при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;
– при плохом самочувствии;
– в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, приспособления, инструмент, реквизит; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.4. Периодически проводить визуальный профилактический осмотр оборудования, инструмента, реквизита и т. д.
3.5. При обнаружении неисправности оборудования, инструмента, приспособлений и т. д., других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности режиссеру-постановщику следует сообщить об этом руководству.
Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
3.6. При работе с работниками творческого состава соблюдать методику и продолжительность проведения репетиции, поддерживать дисциплину и порядок, следить за тем, чтобы работники творческого состава выполняли все указания в процессе работы.
3.7. Во избежание эмоциональных перегрузок при общении с работниками творческого состава, коллегами пользоваться знаниями психологии, педагогики, методами убеждения, аргументации своей позиции, технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
3.8. При работе с ПЭВМ, электрическим оборудованием, звуковоспроизводящими музыкальными аппаратами, электроинструментами и т. д. соблюдать правила их эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда.
Не натягивать электрический шнур, не наступать на него, во избежание падения отслеживать его положение на полу.
3.9. При работе с ПЭВМ:
– экран должен находиться ниже уровня глаз на 5 градусов и располагаться в прямой плоскости или с наклоном на оператора (15 градусов);
– расстояние от глаз до экрана должно быть в пределах 60–80 см;
– местный источник света по отношению к рабочему месту должен располагаться таким образом, чтобы исключить попадание в глаза прямого света, и должен обеспечивать равномерную освещенность на поверхности 40 × 40 см, не создавать слепящих бликов на клавиатуре и других частях оборудования, а также на экране видеотерминала в направлении глаз;
– для снижения зрительного и общего утомления после каждого часа работы за экраном следует использовать регламентированные перерывы продолжительностью 5 минут, во время которых осуществляется отдых;
– в течение рабочей смены экран дисплея должен быть не менее одного раза очищен от пыли;
– беременные женщины с момента установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием персональных компьютеров, или ограничивают время работы не более 3 часов за рабочую смену.
3.10. При длительном выступлении (репетиции) через каждые полчаса делать паузы для выполнения упражнений на сброс напряжения в мышцах шеи, плеч, рук, спины: наклоны влево, вправо, назад, вперед, круговые вращения головы и туловища, махи руками и ногами и т. д.
3.11. При чтении сценариев и т. д. устанавливать их на таком расстоянии от глаз, чтобы обеспечить возможность их видения без напряжения зрительного аппарата.
3.12. При нахождении на сцене не подходить к ее краю, соблюдать осторожность при работе на поворотном круге, подъемно-опускных площадках, вблизи люков-провалов, оркестровой ямы.
Отслеживать границы площадок, люков-провалов, место своего нахождения, которые должны быть помечены соответствующим образом.
3.13. Соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.14. При необходимости следования к месту командировки и обратно:
– избегать экстремальных условий на пути следования;
– соблюдать правила дорожного движения и правила поведения в транспортных средствах;
– соблюдать осторожность при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих видимость проезжей части;
– в период неблагоприятных погодных условий (гололед, снегопад, туман) соблюдать особую осторожность.
3.15. В процессе работы быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами.
3.16. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников.
3.17. Заметив нарушение требований охраны труда другим работником, режиссеру-постановщику следует предупредить его о необходимости их соблюдения.
3.18. В течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения подходов к рабочему месту.
3.19. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
3.20. Соблюдать установленные режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе.
3.21. Соблюдать правила пожарной безопасности, требования настоящей инструкции, других локальных нормативных актов, регламентирующих порядок организации работ по охране труда, условия труда на объекте.
3.22. Строго выполнять в установленные сроки приказы и распоряжения руководства организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, а также предписания представителей органов государственного надзора.
3.23. При выполнении работ режиссеру-постановщику запрещается:
– садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
– находиться в репетиционных залах (на сцене) в верхней одежде и обуви, раздеваться или вешать одежду, головные уборы, сумки на оборудование;
– загромождать проходы, проезды, рабочие места, подходы к щитам с противопожарным инвентарем, пожарным кранам и т. д.;
– проводить репетиции и находиться на сцене (в игровой части или в кулисах сцены) во время монтировки декораций;
– находиться за кулисами во время выступления других артистов;
– выходить на галереи, колосники и т. п.;
– заходить в специальные помещения сцены;
– сидеть и опираться на декорации, приготовленные в кулисах для монтировки в следующих сценах;
– проходить в непосредственной близости и над открытыми люками и клапанами;
– во время репетиций оставлять работников творческого состава без присмотра;
– пользоваться неисправным оборудованием, а также аппаратурой, инструментами, обращению с которыми он не обучен;
– производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования, инструмента, приспособлений. Ремонт должен проводить специалист;
– производить работы без применения необходимых СИЗ;
– приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа;
– употреблять алкогольные и слабоалкогольные напитки, наркотические вещества;
– хранить и принимать пищу и напитки на рабочих местах.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.2. При обнаружении неисправностей оборудования, инструмента, приспособлений, реквизита, мебели и т. д., а также при возникновении иных условий, угрожающих жизни и здоровью работников, режиссеру-постановщику следует прекратить работу и сообщить о них непосредственному руководителю работ.
4.3. При появлении очага возгорания необходимо:
– отключить электрооборудование;
– прекратить работу;
– организовать эвакуацию людей;
– немедленно приступить к тушению пожара.
При загорании электрооборудования необходимо применять только углекислотные или порошковые огнетушители.
4.4. При невозможности выполнить тушение собственными силами режиссеру-постановщику следует в установленном порядке вызвать пожарную команду и сообщить об этом непосредственному руководителю.
4.5. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия режиссер-постановщик должен прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться в медпункт (вызвать городскую скорую помощь).
4.6. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия работника творческого состава прекратить репетицию (выступление) и направить его в медпункт, а в случае необходимости вызвать городскую скорую медицинскую помощь.
4.7. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал режиссер-постановщик, ему следует:
– прекратить работу;
– немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю;
– немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
– оказать пострадавшему первую помощь;
– вызвать врача или городскую скорую помощь;
– помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.
4.8. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая режиссеру-постановщику следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Закончить работу, отключить электрооборудование.
5.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место.
5.3. Инструменты и оборудование хранить в сухом месте, при комнатной температуре. При необходимости предварительно очистить от пыли с помощью мягкой ветоши, кисти, щетки и т. д.
5.4. Приспособления, реквизит и т. д. убрать в предназначенные для их хранения места.
5.5. При использовании средств индивидуальной защиты снять их.
5.6. Тщательно вымыть с мылом руки и лицо.
5.7. Доложить руководству обо всех нарушениях производственного процесса, требований охраны труда, случаях травматизма на производстве.