Данная инструкция по охране труда разработана для дефектолога и доступна для бесплатного просмотра и скачивания.
Инструкция по охране труда для дефектолога необходима для обеспечения безопасности работника при выполнении его должностных обязанностей. Инструкция содержит информацию о правилах и требованиях охраны труда до начала, во время и по окончании выполнения трудовых функций дефектолога, которые необходимо соблюдать для предотвращения опасных ситуаций и травматизма на рабочем месте.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для дефектолога разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда для дефектолога устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы дефектолога, требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы выполнения работ на рабочем месте. Инструкция разработана в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья дефектолога при выполнении им своих трудовых обязанностей.
1.3. К выполнению обязанностей дефектолога допускаются лица:
— имеющие образование, соответствующее требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
— соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению руководителя организации, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
1.4. Дефектолог при приеме на работу проходит в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы (если его профессия и должность не входит в утвержденный руководителем организации Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей), повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
1.5. Дефектолог должен изучить настоящую инструкцию, пройти обучение и проверку знания требований охраны труда, обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пожарной безопасности и электробезопасности, а также проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением I квалификационной группы допуска по электробезопасности.
1.6. Дефектолог в целях выполнения требований охраны труда обязан:
— соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, правила противопожарного режима;
— обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время проведения занятий с детьми;
— соблюдать правила личной гигиены;
— знать правила эксплуатации и требования безопасности при работе с электронными средствами обучения (ЭСО) и иной оргтехникой, мультимедийным проектором;
— иметь четкое представление об опасных и вредных факторах, связанных с выполнением работ с использованием ЭСО и иных электроприборов, знать основные способы защиты от их воздействия;
— заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности детей в процессе проведения занятий;
— знать способы рациональной организации рабочего места;
— знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в организации, сигналы оповещения о пожаре;
— уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
— знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
— соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, выполнять режим рабочего времени и времени отдыха, инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников;
— соблюдать инструкцию по охране труда при работе с ЭСО;
— соблюдать должностную инструкцию дефектолога.
1.7. Опасные и (или) вредные производственные факторы, которые могут воздействовать в процессе работы на дефектолога, отсутствуют.
1.8. Перечень профессиональных рисков и опасностей:
— нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
зрительное утомление при длительной работе с документацией, на персональном компьютере (ноутбуке);
— поражение электрическим током при использовании неисправных электрических розеток и выключателей, неисправных ЭСО и иной оргтехники, мультимедийного проектора и иных электроприборов, шнуров питания с поврежденной изоляцией;
— повышенное психоэмоциональное напряжение;
— перенапряжение голосового анализатора;
— высокая плотность эпидемиологических контактов.
1.9. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности оборудования, ЭСО, оргтехники и мебели сообщить сотруднику, ответственному за административно-хозяйственною работу, и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.10. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм дефектолог должен:
— оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
— мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы, после посещения туалета, перед приемом пищи;
— не допускать приема пищи на рабочем месте, проветривать помещение для занятий.
1.11. Дефектологу запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.12. Дефектолог, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Дефектолог должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки.
2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в кабинете для проведения занятий и убедиться в исправности электрооборудования:
— осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
— уровень искусственной освещенности при общем освещении в помещении для проведения занятий должен составлять не менее 400 люкс;
— коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. Произвести проветривание помещения для проведения занятий в отсутствие детей, открыв окна и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками или ограничителями.
2.5. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.6. Убедиться, что температура воздуха в помещении для проведения занятий соответствует допустимой:
— для занятий детей до 3 лет: в холодный период года 22-24°С, в теплый период года 22-28°С;
— для занятий детей от 3-х до 7-ми лет: в холодный период года 21-24°С, в теплый период года 21-
28°С.
2.7. Относительная влажность в помещении должна соответствовать норме 40-60%.
2.8. Убедиться в безопасности своего рабочего места:
— проверить мебель на предмет ее устойчивости и исправности;
— проверить плотность подведения шнуров питания к ЭСО и иной оргтехнике;
— не допускать переплетения, защемления шнуров питания, расположения на них мебели и предметов;
— убедиться в отсутствии посторонних предметов на ЭСО и иной оргтехнике.
2.9. Убедиться в отсутствии дефектов и повреждений покрытия столов и стульев воспитанников, в свободности проходов в помещении.
2.10. Провести осмотр санитарного состояния помещения для проведения занятий. Подготовить для работы и проверить на исправность требуемый учебный и наглядный материалы, пособия и оборудование, электронные средства обучения.
2.11. Провести проверку работоспособности персонального компьютера (ноутбука), удостовериться в исправности оргтехники. При необходимости провести необходимую регулировку монитора, протереть экран монитора с помощью специальных салфеток.
2.12. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в помещении, где проводятся занятия с детьми, не загромождать свое рабочее место и места воспитанников, а также выход из помещения и подходы к огнетушителям.
3.2. Для посадки воспитанников использовать мебель, соответствующую их росту.
3.3. Детей со значительным снижением слуха рассаживать за первыми столами, с пониженной остротой зрения — ближе к окну за первыми столами.
3.4. Рассаживать детей на расстоянии не менее 2 метров от экрана телевизионной аппаратуры.
3.5. Продолжительность занятия для детей не должна превышать значений, указанных в законодательстве РФ.
3.6. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности помещения для проведения занятий не располагать на подоконниках учебную и методическую литературу, поделки, иные предметы.
3.7. В процессе выполнения работы соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила личной гигиены.
3.8. Поддерживать дисциплину во время занятий, не разрешать воспитанникам самовольно уходить из помещения без разрешения дефектолога, не оставлять детей одних без контроля.
3.9. Наглядные и учебные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и утверждённые методики.
3.10. Соблюдать осторожность при обращении с ножницами, иголками, инструментами, клеем, природными материалами, исключать возможность попадания в глаза клея.
3.11. Для поддержания здорового микроклимата после каждого занятия в отсутствие детей осуществлять проветривание помещения, при этом окна фиксировать в открытом положении крючками или ограничителями.
3.12. Занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
3.13. Занятия с использованием электронных средств обучения должны соответствовать гигиеническим нормативам, использование ЭСО осуществляться при наличии документов об оценке соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
3.14. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения необходимо использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.15. При использовании ЭСО выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Выключать или переводить в режим ожидания электронные средства обучения, когда их использование приостановлено или завершено.
3.16. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры и мыши, интерактивного маркера ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.17. Не использовать мониторы на основе электронно-лучевых трубок.
3.18. Во время работы с детьми не отвлекаться и не отвлекать других сотрудников посторонними разговорами.
3.19. При использовании ЭСО дефектологу запрещается:
— смотреть прямо на луч света, исходящий из проектора, прежде чем повернуться к детям лицом, необходимо отступить от интерактивной доски в сторону;
— прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть;
— допускать воспитанников к переноске и самостоятельному включению приборов;
— включать в электросеть и отключать от неё приборы мокрыми руками;
— закрывать отверстия для забора воздуха электроприборов;
— располагать электроприборы в закрытых и глухих местах;
— допускать попадания влаги на поверхности используемых электроприборов;
— выполнять выключение рывком за шнур питания;
— передвигать включенные в электрическую сеть электроприборы;
— размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
— разбирать включенные в электросеть приборы;
— прикасаться к шнурам питания с поврежденной изоляцией;
— защемлять и натягивать шнуры питания;
— оставлять без присмотра включенные электроприборы.
3.20. Дефектологу необходимо придерживаться правил передвижения в помещениях и на территории организации:
— во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
— ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
— при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать осторожность и внимательность, не перепрыгивать через ступеньки, не перевешиваться через перила;
— не проходить ближе 1,5 метра от стен здания образовательной организации.
3.21. Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране труда для дефектолога, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с оборудованием и электронными средствами обучения, установленный режим рабочего времени и времени отдыха, трудовую дисциплину.
3.22. Не использовать в помещении для проведения занятий переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки, электрочайники и не сертифицированные удлинители.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:
— пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током, вследствие неисправности ЭСО, оргтехники, шнуров питания;
— неисправность мебели вследствие износа, порчи;
— прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
— террористический акт или угроза его совершения.
4.2. Дефектолог обязан немедленно известить непосредственного руководителя или руководителя организации:
— о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью воспитанников и работников организации;
— о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
— о каждом несчастном случае, произошедшем на объекте организации;
— об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
4.3. При возникновении неисправности ЭСО и иных электроприборов (посторонний шум, ощущение запаха тлеющей изоляции электропроводки, искрение) необходимо прекратить с ними работу и обесточить, сообщить сотруднику, ответственному за административно-хозяйственною работу, и использовать только после выполнения ремонта и получения разрешения.
4.4. В случае получения травмы или плохого самочувствия дефектолог должен прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, обратиться в медицинский пункт организации (при наличии в организации медицинского пункта), при необходимости вызвать скорую помощь по номеру телефона 103 и поставить в известность руководителя организации.
4.5. При получении травмы воспитанником оперативно оказать ему первую помощь, обратиться в медицинский пункт организации (при наличии в организации медицинского пункта), при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии руководителю организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем фотографирования или иным методом. Оказать содействие при проведении расследования несчастного случая.
4.6. В случае задымления или возгорания в помещении проведения занятий необходимо вывести детей из помещения – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС (если не сработала), сообщить руководителю организации. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
4.7. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения в помещении следует вывести детей из помещения, оперативно сообщить о происшедшем непосредственному руководителю и сотруднику, ответственному за административно-хозяйственною работу.
4.8. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы дефектологу необходимо выключить все ЭСО, оргтехнику и иные электроприборы, обесточить их отключением из электросети.
5.2. Внимательно осмотреть помещение для проведения занятий. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал, которые использовались на занятиях, в места хранения (шкафы).
5.3. Проветрить помещение для проведения занятий в отсутствие детей.
5.4. Удостовериться, что помещение приведено в пожаробезопасное состояние, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя сообщить лицу, ответственному за пожарную безопасность на объекте. Проконтролировать установку перезаряженного огнетушителя.
5.5. Удостовериться в проведении влажной уборки, а также выноса мусора из помещения.
5.6. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет.
5.7. Известить непосредственного руководителя о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.8. При отсутствии недостатков закрыть помещение для проведения занятий на ключ.
++